УЧАСТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЦЕНТРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

  • в учебном процессе:

Участие Центра в учебном процессе университета выражается в эксплуатации аудиторных комплексов информационной поддержки лекционных и групповых практических занятий по различным дисциплинам естественнонаучной, общетехнической и гуманитарной подготовки: занятия в компьютерных классах, оборудованных компьютерами, занятия в лекционных аудиториях и компьютерных классах, оборудованных современной аудио-, видео- и компьютерной аппаратурой.

Технологическая база ОИО включает в себя аудитории для лекционных (4 аудитории) и практических занятий (5 аудиторий).

В 2005 г. персонал ОИО обеспечивал учебный процесс в автоматизированных аудиториях без обратной связи (общий объем 3696 часов) для студентов (8191 человек) практически всех факультетов, в котором были задействованы преподаватели (112 человек) большинства факультетов ТПУ.

В аудитории с обратной связью семестровая загрузка составила 564 часа с привлечением к работе 11 преподавателей, которые закончили курсы повышения квалификации, для обучения 700 студентов. (Всего курсы повышения квалификации "Основы проектирования интерактивного учебного курса" закончили 68 человек.)

Планируется введение 2-х специализированных залов для самостоятельной работы студентов с ИУК и зала для психолого-педагогического мониторинга для преподавателей и психологов. При режиме работы залов с 8.30 до 21.30 студенты и преподаватели смогут приходить туда в любое удобное для них время.

Введено в практику учебного процесса:

  • психологическая первичная диагностика студентов-слушателей в автоматизированной аудитории с обратной связью;

  • групповые психологические консультации студентов на основе автоматизированной диагностики (все студенты, занимающиеся в данной аудитории, проходят психодиагностическое исследование с целью учета преподавателями их личностных и интеллектуальных характеристик в учебном процессе и с ними проведены консультации по их результатам);

  • индивидуальные консультации по заявке студентов

  • психологическое консультирование преподавателей, работающих в автоматизированной аудитории, по психологическим характеристикам отдельных студентов, групп и потоков.

Результаты работы по разработкам и созданию интерактивных учебных курсов неоднократно отмечались дипломами выставок:

  • Выставка-презентация "Инвестиционные проекты России. Золотые инновации России и стран СНГ" (г. Москва, два диплома, 2000 г.)

  • Конкурс "Сибирские Афины" (г.Томск, диплом конкурса за развитие современных образовательных технологий).

  • Конкурс "Сибирские Афины" (г.Томск, диплом конкурса в номинации "Лучший экспонат" за электронные пособия по Высшей математике, 2001 г.). Данные пособия по Высшей математике используются в ВУЗах Сибири и Дальнего Востока.

  • Сибирская ярмарка "УЧСИБ-2001. Техническое обеспечение учебного процесса в области специального образования" (г.Томск, диплом конкурса "Золотая медаль Сибирской ярмарки")

  • Сибирская ярмарка "УЧСИБ-2001. Учебно-методическое обеспечение специальной образовательной деятельности" (диплом за электронные учебные пособия по Высшей математике).

  • Конкурс "Сибирские Афины" (г.Томск, диплом конкурса за разработку инновационной технологии подготовки и проведения лекционных занятий в аудитории с обратной связью в номинации "Современные разработки и технологии в образовании", 2002 г.)

  • Межрегиональная выставка "Образование. Карьера. Занятость-2002" (диплом конкурса "Сибирские Афины" в номинации "Современные разработки и технологии в образовании" за разработку инновационной технологии подготовки и проведения лекционных занятий в аудитории с обратной связью, Томск, ТМДЦ "Технопарк", февраль 2002 г.).

  • Кузбасская ярмарка (Диплом, бронзовая медаль за разработку и внедрение в учебный процесс ВУЗа системы психологического сопровождения лекционно-практического занятия в АСУ ПДС, г. Новокузнецк, специализированная выставка "Образование, карьера, занятость", 2006 г.

  • в системе управления университетом:

В области информатизации организационной деятельности вуза центр долгие годы проводил научно-исследовательские работы по созданию и вводу в действие баз данных и АРМ аппарата управления и подразделений университета. Сегодня центр продолжает обеспечивать консультации по функционирующему новому сетевому поколению АРМ "Деканат", "Приемная комиссия", комплекса "Кадры". Центр и отдел автоматизации управления учебным процессом продолжили разработку и увязку проектных решений по созданию сетевого автоматизированного функционального комплекса управления образовательной деятельностью, активно внедряют в систему управления вузом рекомендации выработанные экспертами-исполнителями проекта "Разработка проектных решений на базе информационных технологий и программно-целевого подхода по совершенствованию управления вузом в рыночных социально-экономических условиях" по программе "Поддержка инноваций в высшем образовании", финансируемой из средств займа, полученного Российской Федерацией от Международного банка реконструкции и развития (договор от 9.12.99 г. №Е/А.15/99). Созданная под руководством ведущего сотрудника РЦ НИТ Пака Л.В. и введенная в действие подсистема планирования и организации учебного процесса функционирует в вузе и по сей день с минимальными доработками.

Начиная с 2003 года, в сфере информатизации ТПУ последовательно внедряется подход, направленный на создание единой информационной среды (ЕИС), основными принципами которого являются:

  • наличие полно связной корпоративной вычислительной сети, имеющей канал в Internet с достаточной пропускной способностью;

  • создание и использование безизбыточной единой информационной базы, интегрирующей информационные ресурсы университета;

  • использование единой системы классификации и кодирования (ЕСКК), как основы единого представления данных в информационной базе;

  • комплексное использование информации ЕИС различными приложениями, обеспечение авторизованного доступа к информационным ресурсам (ИР) с каждого компьютера, включенного в корпоративную сеть университета, в том числе с помощью универсальной информационно-справочной системы базирующейся на системном описании ИМ.

Корпоративная сеть Томского политехнического университета (TPUNet) в настоящее время представляет собой современную, сложную систему взаимодействующих локальных сетей научных и учебных корпусов университета и является единым комплексом по обработке и передаче информации.

Корпоративная сеть построена по иерархическому принципу и в составе глобальной сети Internet представлена автономной системой. Центральный телекоммуникационный узел (ЦТКУ) TPUNet является ядром корпоративной сети университета, обеспечивающим интеграцию локальных сетей корпусов университета в единый организм. Локальные сети всех уровней используют технологию Ethernet и состоят из многоуровневых сегментов, объединенных в единую корпоративную сеть аппаратно-программным комплексом ЦТКУ, выполняющим следующие функции:

  • обеспечение связности узлов корпоративной сети, расположенных в различных корпусах университета;

  • маршрутизацию потоков информации;

  • обеспечение эффективного доступа в Internet;

  • доступ в региональные и академические сети (RUNNet, RBNet, RELCOM и др.);

  • поддержку модемного пула, обеспечивающего доступ в Internet студентам и сотрудникам университета, а также другим организациям по выделенным и коммутируемым телефонным каналам.

Развитие магистральной инфраструктуры корпоративной сети университета в 2000-2005 годах выполнялось в соответствии с принятой концепцией и в настоящее время связность всех корпусов и общежитий в корпоративной сети университета обеспечивается на основе волоконно-оптических линий связи пропускной способностью 100 Мбод и 1 Гбод. В 2004 году проложена волоконно-оптическая магистраль в студенческий городок, которая завершает строительство коммуникационной инфраструктуры корпоративной сети университета и формирование высокоскоростной кабельной магистрали опорной сети. TPUNet образует топологию звезда (или иерархическое соединение) с центром в ЦТКУ, выполняющим интегрирующую роль, маршрутизируя внутрисетевые потоки информации. Протоколом обмена в магистрали является TCP/IP, что позволяет естественным образом объединять инфраструктуру ТПУ в глобальную информационную сеть и создает технологическую основу для создания единой информационной среды университета.

Для обеспечения работоспособности корпоративной сети, в основном, используется профессиональное сетевое и коммуникационное оборудование фирмы CISCO.

  • в НИД университета:

Подразделениями центра в течение 2000 года была завершена разработка пускового комплекса "Автоматизированной системы управления познавательной деятельностью студентов" (АСУ ПДС-2000) на современном оборудовании.

Все подразделения Центра активно участвуют в разработке проектов Комплексной программы развития (КПР) университета. В КПР на 1995-2000 гг. Центр осуществил разработку четырех проектов:

  • разработка организационного и методического обеспечения технологии ДО,

  • развитие системы независимой аккредитации специальностей и направлений в СО АПЦ,

  • разработка системы менеджмента качества ТПУ,

  • разработка системного методического и программно-технического обеспечения ДО.

В соответствии с заданиями Комплексной программы развития ТПУ на 2001-2005 гг. сотрудниками центра были выполнены следующие проекты:

  • проект "Позиционирование ТПУ в мировых рейтингах университетов";

  • проект "Структура и цели КПР ТПУ - 2010";

  • проект "Корпоративная культура университета";

  • проект "Разработка концепции и системного проекта "Академический инновационный университете";

  • проект "Совершенствование организационной структуры университета".

В центре проводились исследования по созданию и развитию нового для России типа вузов - технических университетов как сплава лучших традиций гуманитарного и технического образования. В результате этой работы была создана концепция технического университета, а Томский политехнический институт стал одним из первых в стране техническим университетом. Сегодня в стране насчитывается 108 технических университетов.